Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Элективный курс по физике для 8-9 класса "Тайны световых лучей"
Пояснительная записка
Свет – самое «тёмное» пятно в физике. Настолько многогранно это понятие, что материал школьного курса физики не позволяет раскрыть его в совершенстве. Человек познаёт окружающий мир благодаря своим органам чувств. Зрительное восприятие является наиболее важным, ведь мы видим окружающие нас предметы благодаря свету. Поэтому любое исследование в этой области физики является актуальным, необходимым не только в практической деятельности, но и в повседневной жизни.
Содержание данного элективного курса направлено на развитие познавательного интереса к предмету, на формирование у обучающихся научного мировоззрения, научной картины мира и дальнейшей профилизации.
Тематика данного элективного курса обусловлена недостаточным количеством часов, предусмотренных Программой для изучения света; недостаточностью материала учебника для объяснения часто встречающихся в жизни человека световых явлений.
Знания, полученные при изучении данного элективного курса, можно использовать в профессиональном выборе. Программа курса включает в себя не только основные вопросы, предусмотренные ГОСТом, но и большое количество качественных задач исследовательского характера. Реализация данной программы не требует больших материальных затрат, покупки дополнительных средств и оборудования.
 Элективный курс ориентирован на учащихся 8 – 9 классов с разным уровнем учебных возможностей в количестве 13 часов.
  
Цели:
· Углубить знания о световых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются.
· Сформировать умения проводить наблюдения световых явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений и выявлять закономерности.
 · Развивать познавательный интерес, творческие способности, самостоятельность в приобретении знаний.
 · Воспитывать убеждённость в возможности познания законов природы, уважения к творцам науки и техники; создать ориентированную и мотивационную основы для сознательного выбора естественно – научного профиля.
 Задачи:
1. Обеспечить расширение и углубление знаний о свете.
2. Развивать творческий потенциал школьников на основе использования проектов.
3. Развивать умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
4. Развивать критическое и творческое мышление.
5. Формировать навыки коллективного сотрудничества; представлять работу в форме короткого сообщения с помощью визуальных средств демонстрации.
Основные методы: метод проектов; проблемный; наглядный.
 Средства: компьютер, лабораторное оборудование по оптике.
 Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Содержательная часть
 I. Вводное занятие (1 час)
Что такое свет? Исторические сведения. Источники света. Скорость света.
 Демонстрации: 1. Различные источники света.
Рефераты: 1.Основоположники теории света. 2.Различные взгляды на природу света.
II. Основы геометрической оптики (6 часов)
Отражение света. Преломление света. Показатель преломления. Законы отражения и преломления света. Распространение света в оптически неоднородной среде. Зрительные иллюзии, порождаемые преломлением света. Демонстрации: 1. Отражение света. 2. Преломление света. Лабораторные работы: 1. Отражение света от плоского зеркала. 2. Зависимость угла преломления от угла падения. 3. Исследование хода луча в треугольной призме. Конструкторское задание: 1. Изготовление перископа. 2. Изготовление калейдоскопа.
III. Видимый и невидимый свет (4 часа)
Спектр. Разложение белого света в спектр. Дисперсия. Спектральный анализ. Невидимые части спектра. Демонстрации: 1. Опыт Ньютона по дисперсии. 2. Спектроскоп. Лабораторная работа: 4.Получение спектра паров натрия с помощью спектроскопа. Конструкторское задание: 1. Изготовление спектроскопа.
Рефераты: 1. Спектральный анализ в помощь криминалисту. 2. Спектральный анализ в технике. 3. «Если бы Солнце было зелёным…» 4. Цвет и свет глазами художника. 5. Световые явления в атмосфере. 6. Инфракрасное излучение и его применение. 7. Ультрафиолетовое излучение и его применение. 8. Глаз – живой оптический аппарат. 9. Дефекты зрения. 10. Стереоскопическое зрение. 11. Из чего состоят звёзды?
IV. Экскурсия «Световые явления вокруг нас» (1 час)
  V. Презентация проекта (1 час)
Межпредметные связи:
 программа предусматривает связь с математикой, астрономией, биологией, химией, историей, информатикой.
 Методические рекомендации
1. Требования к уровню предварительных знаний и умений, полученных при изучении оптических явлений: Учащиеся должны знать понятия: падающий, отражённый и преломлённый лучи; углы падения, отражения и преломления; показатель преломления, спектр, дисперсия, спектральный анализ; учащиеся должны знать законы: прямолинейного распространения, отражения и преломления света; учащиеся должны уметь описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов, применять полученные знания для решения физических задач, приводить примеры практического применения физических знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в научно – популярных источниках; учащиеся должны уметь использовать новые информационные технологии для поиска информации и её обработки.
2. Основные технологии обучения – проектная и дифференцированная. Учащиеся делятся на группы по желанию, но в каждой группе должны присутствовать учащиеся с разным уровнем учебных возможностей. Выявить уровень следует при помощи предварительной диагностики. Учитель заранее разрабатывает групповые маршруты на каждое занятие с учетом уровня учебных возможностей учащихся. Каждый маршрут содержит задания с низким, средним и высоким уровнем. Учитель знакомит учащихся: с основными этапами разработки проекта - подготовкой, планированием, исследованием, получением результатов, представлением отчета в виде страницы к каждому занятию, оценкой результата и процесса (оценочный лист), оформлением портфолио; с требованиями к страницам проекта, рефератам, оформлению лабораторных, конструкторских и творческих заданий; с критериями оценки.
3. Рекомендуется в деятельности учащихся сделать упор на самостоятельную работу с источниками информации при выполнении рефератов, исследования, конструирования.
 4. Конечным результатом должна стать презентация проекта, созданного группой учащихся.
5. Отчет о проделанной работе группа представляет в виде портфолио или оценочного листа контроля.
 Критерии эффективности реализации программы:
· углубление знаний учащихся о световых явлениях; · формирования умений наблюдать световые явления, описывать и обобщать результаты наблюдений, применять полученные знания для объяснения световых явлений и решения практических задач;
 · развитие познавательного интереса учащихся к предмету и выбор естественно – научного профиля в дальнейшем обучении.
Тематическое планирование ( №, Тема занятия, Ведущая форма деятельности)
1.Вводное занятия.Беседа.Показ демонстраций.
2.Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Лекция. Решение задач в группах.
3.Лабораторная работа №1Практическая работа в группе.
4.Преломление света. Закон преломления. Показатель преломления.Работа со справочной литературой. Поиск в Интернете. Решение задач.
5.Лабораторная работа №2Практическая работа в группе.
6.Лабораторная работа №3Практическая работа в группе.
7.Презентация конструкторских заданий по изготовлению перископа и калейдоскопа.Беседа, рассказ, работа с компьютером.
8.Дисперсия. Призматический спектр.Получение призматического спектра.
9.Спектроскоп. Изготовление спектроскопа. Спектральный анализ.Парная и групповая работа с литературными источниками. Практическая работа в группе.
10.Лабораторная работа №4Практическая работа в группе.
11.Невидимые части спектра и их практическое использование.Представление рефератов об и/к и у/ф излучениях и обсуждение полученной информации в группах.
12.Экскурсия. Описание наблюдаемых явлений.
13.Презентация проекта.Защита проекта. Обобщение изученного в данном курсе.
Список литературы для учителя:
1. Билимович Б.Ф. Световые явления вокруг нас. – М.:Просвещение,1986.
2. Перельман Я.И. Занимательная физика. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
3. Блудов М.И. Беседы по физике: Книга для учащихся ст. классов средней школы./Под ред. Л.В.Тарасова. – М.:Просвещение,1992.
4. Тарасов Л.В. Физика в природе: Кн. для учащихся. – М.:Просвещение,1988.
5. Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов: Кн. для учащихся. - М.:Просвещение,1986.
6. Колтун М.М. Мир физики: Научно – художественная лит-ра – 2е изд. – М.: Дет. лит.,1987.
7. Кабардин О.Ф. Методика факультативных занятий по физике, - М.:Просвещение,1988.
 8. Семке А.И. Нестандартные задачи по физике для классов естественно – научного профиля/ А.И. Семке. – Ярославль: Академия развития,2007.
Категория: Мои статьи | Добавил: люда (27.02.2010)
Просмотров: 7861 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.7/10 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [10]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 269
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz