Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Авторская программа работы с одаренными детьми "Нам тайны нераскрытые раскрыть пора..."
 
                                 Пояснительная записка
   «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…Поэтому самодеятельность – средство и одновременно результат образования.» А. Дистервег
В связи с развитием науки и производства, ростом объема информации, внедрением новых технологий, возрастает потребность государства в грамотных, продуктивно мыслящих, адаптированных к новым условиям жизни в обществе специалистах. Выявление, отбор и поддержка талантливой молодежи – одно из важных направлений Государственной молодежной политики в рамках Национального проекта «Государственная поддержка способной и талантливой молодежи». Современная школа должна скоординировать работу по выявлению одаренных учащихся и организовать развитие их одаренности. Для этого в каждом образовательном учреждении необходимо создать систему деятельности учителя по развитию творческих способностей учащихся. Результаты учения школьника часто ставят в прямую зависимость от его способностей, считая последние наследственными. Но человек заключает в себе не те или иные способности, а лишь способность к формированию этих способностей. Необходимо организовать деятельность ученика!
 В процессе такой работы развивается мышление ученика и его способности, выявляются одаренность и талант. Развитие мышления предполагает прежде всего переход к новому способу действия в процессе обучения. Лишь в тех случаях, когда перед человеком возникает необходимость в новом способе действия, появляются условия, вызывающие развитие. Именно это обстоятельство и объясняет тот факт, что специальным образом организованная деятельность, рассчитанная не на простое воспроизведение знаний, а на их поиск в нестандартных ситуациях, оптимальным образом развивает мышление учащихся, их способности и талант.
                     Теоретические основы одаренности
 Одаренность, с точки зрения психологов, есть качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.
Интеллектуальная одаренность – уровень развития и тип организации ментального опыта, который обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные способности – свойства интеллекта, характеризующие успешность деятельности в конкретных ситуациях.
Интеллектуальное воспитание – это форма организации учебно – воспитательного процесса, которая обеспечивает оказание одаренному ученику индивидуальной педагогической помощи с целью развития его интеллектуальных возможностей.
 Критерии для отбора одаренных детей: 1)наличие высоких достижений в каком – либо виде деятельности; 2)высокий уровень мотивации; 3)наличие лидерских качеств. Типы одаренности детей: а) ранний интеллект; б)проявление способностей к отдельным школьным наукам; в)потенциальные признаки одаренности.
В каждом учебном учреждении должна быть создана единая система работы с одаренными детьми. Обусловлено это тем, что 1)увеличивается число олимпиад, конкурсов, а так же растет число их участников;
2)существуют трудности, связанные с разнообразием видов одаренности, различие в методах и подходах;
3)недостаточная подготовка педагогических кадров к работе с одаренными детьми.
Основные принципы работы с одаренными детьми:
1) дифференциация процесса обучения;
2) внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс;
3) развитие самостоятельности учащихся;
4) возрастание роли внеклассной деятельности.
Цель программы – создание системы деятельности учителя физики по развитию творческих способностей учащихся.
 Задачи программы:
1.Выявить одаренных учащихся в области физики.
2.Изучить факторы развития личности, ее способностей.
3.Развивать способности одаренных учащихся, включая в образовательный процесс обучения физике все виды творческой самореализации.
4.Установить сотрудничество с одаренными детьми и их родителями.
5.Способствовать реализации творческого потенциала одаренных учащихся при выборе их будущей профессии.
Основные этапы реализации программы:
1. Диагностический.
 2.Деятельностный.
Основные направления:
1.Учебная деятельность.
2.Научно – исследовательская деятельность.
3.Общественная деятельность.
4.Профессиональная деятельность.
Рекомендации учителю:
1.Учитель должен в совершенстве владеть методами эвристического обучения.
2.Учитель должен в совершенстве владеть дифференцированной технологией.
3.Учитель должен развиваться сам и развивать способности ученика.
4.Учитель должен способствовать внедрению информационных технологий в образовательный процесс.
5.Учитель должен знать возрастную психологию.
 Обязанности учителя:
 · организация и проведение занятий с одаренными детьми;
 · мониторинг результативности занятий;
 · подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, научно – практическим конференциям;
 · подготовка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми.
Критерии эффективности программы:
 · развивает интерес к предмету;
 · развивает самостоятельность учащихся;
 · дает возможность одаренным детям самореализоваться;
 · способствует внедрению в процесс обучения новых   информационных технологий;
 · развивает креативное мышление; 
 · формирует практические навыки;
 · развивает навыки исследовательской деятельности;
 · ориентирует учащихся в выборе дальнейшего образования и будущей профессии.
Содержание программы  (1.Вид деятельности.2.Формы и методы.3.Ресурсное обеспечение.4.Управление.5.Связь с другими организациями)
1.Выявление технически одаренных учащихся.2)Индивидуальная; опрос; анкетирование; 3)проведение физических викторин, конкурсов; создание профильного класса 4)психолого – педагогическая анкета; тесты 5)подведение итогов анкетированиябеседа с учителями математики, биологии, географии; организация социального партнерства 
2.1)Создание банка данных по одаренным детям,2)систематизация,3)компьютерсистематическое обновление банка данных, 4)консультация специалистов
3.1)Подготовка учащихся к школьному этапу олимпиад,факультатив; 2)индивидуальная работа на уроках, включающая элементы исследовательской деятельности, 3)программа факультативного курса «Решение нестандартных задач по физике», разработанная автором,4)анализ работы учащихся на уроках и факультативных занятияхсотрудничество с ОмГУПС и ОмГТУ
4.Проведение школьного этапа олимпиады по физике.олимпиадатекстовые задачи для проведения школьного тура олимпиады; СД –диски, методические пособияподведение итогов; анализ допущенных ошибок; самодиагностика учащихся по выявлению трудностей при решении олимпиадных задачсопоставление результатов олимпиады с результатами в других школах
5.Создание научного общества учащихся по физике.семинар по изучению основных этапов исследовательской деятельности; изучение метода проектов ( лекции и практические занятия)компьютеры; работа на соответсвующей странице сайта, созданного автором программы, по изучению специфики выполнения научных работ по физикевыбор актива общества, разработка устава; мотивация всех членов обществасотрудничество с НОУ «Поиск»; экскурсии на действующие инженерные предприятия
6.Работа научного общества учащихся.Викторина «Что? Где? Когда?» Внедрение метода проектов. Конкурс научных работ учащихся; проведение предметной недели; Конкурс проектов. Составление портфолио.образцы выполнения научного исследования; алгоритм исследования; интернет – ресурсы; технические лаборатории; пособия, учебники, СД - дискиразбор каждого этапа научной работы; отбор лучших работ и размещение их на сайте автора и различных интернет - конкурсахучастие в работе Всероссийских интернет – конференций, конкурсов; участие в интернет – олимпиадах, проводимых вузами страны
7.Обобщение работы с одаренными детьми на методическом объединении учителей естественного цикла.сотрудничество; обобщение опыта (мастер – класс)презентации; диски с записями выступлений учащихсяанализ проделанной работы и перспективы деятельностиразмещение итогов работы в сети интернет
 
            Список использованной литературы:
1.Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М., «Просвещение»,1983г.
2.Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. – М: ж. «Исследовательская работа школьников», 2007г.
3.Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. – М: «Просвещение»,1981г.
4.Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., «Просвещение»,1994г.
5.Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М., «Педагогический поиск», 2000г.
Ресурсное обеспечение для реализации программы 1.Интернет – ресурсы.
2.Персональный сайт учителя физики Новиковой Л.В.(автора программы) http://www.fizikaum.ucoz.ru/
3.Лабораторное оборудование (базовые учреждения – ОмГУПС и ОмГТУ)
4.Тесты и сборники задач по физике, учебники и учебные пособия.
5.Методическое оснащение кабинета физики.
6.Программа факультативного курса «Решение нестандартных задач по физике» для учащихся 10 и 11 классов.
Результативность программы
1.Высокий процент поступления в технические вузы страны на бюджетной основе.
2.Из всех профильных классов физико – математический является самым востребованным и популярным. 3.Организовано тесное сотрудничество с техническими вузами города, которые заинтересованы в выпускниках нашей школы. 4.Среди обучающихся по данной программе есть лауреаты научно – практических конференций, Всероссийских конкурсов, победители Всероссийских олимпиад и турниров.
5.С каждым годом возрастает процент участников Всероссийских олимпиад и конкурсов.
Категория: Мои статьи | Добавил: люда (21.12.2009)
Просмотров: 12123 | Рейтинг: 4.3/12 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [10]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 269
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz