В основе рациональной организации урока лежат требования, соблюдение которых позволяет учителю повысить коэффициент полезной деятельности учащихся, а, следовательно, и качество их подготовки. В совокупности эти требования ориентируют учителя на оптимальную структуру урока и позволяют ему упорядочить урок, повысить его эффективность. Для того, чтобы на уроке были достигнуты все поставленные цели, учитель должен заранее планировать и отбирать объём материала, подлежащего изучению, найти внутренние связи между частями этого материала.
Планируя изучение нового материала, учитывают связь данного предмета с другими. Кроме большого, чисто диагностического значения, учёт таких связей важен и в формировании мировоззрения школьников. Известно, что человек расчленил науку о природе на физику, химию, биологию, астрономию и т.д. для удобства их изучения. Учителю следует всегда исходить из того, что явления объективного мира не существуют изолированно в отдельных конкретных науках, они находятся в тесной связи, единстве с другими. Появлением этого единства являются объективные Межпредметные связи. Учёт этих связей устраняет разобщённость школьных предметов, позволяет каждому учителю поддерживать интерес к другим, не «своим» предметам. Знания учащихся становятся глубже и прочнее.
Ставя в обучении в качестве основной задачу развития личности, мы имеем в школьной системе обучения:
- многопредметность;
- плохую ориентацию в содержании смежных дисциплин;
- разобщённость учебных предметов;
- оторванность от жизни;
- отсутствие мотивации к предмету.
Дети часто не связывают воедино и разрознённые факты, которые мы им сообщаем в рамках одного предмета. Отсюда вывод – большинство наших учеников в процессе обучения не используют важнейшую интеллектуальную способность человека – способность к сравнению, анализу и классификации получаемой извне информации.
Отсюда возникают задачи:
- Помочь учащимся усвоить всю совокупность фактов и явлений в их развитии, овладеть общей картиной мира.
- Покончить с разобщённостью школьных предметов.
- Повысить интерес учащихся к учению и к предмету.
- Повысить практическую направленность обучения.
Для решения этих задач в современной школе существует Интегративный подход. Интеграция – это сближение, слияние школьных наук, не механическое соединение, а взаимопроникновение. Связующим звеном интеграции выступает целостная межпредметная ситуация. Конечной целью интеграции должно являться осуществление межпредметных связей, формирование мировоззрения учащихся, единой целостной картины мира.
Работая в среднем и старшем звене, необходимо сотрудничать с учителями смежных предметов. Темы таких уроков необходимо тщательно продумывать. Только тогда они позволят учащимся постигать многообразие и взаимосвязь явлений природы, лучше понять эти явления, а учителям дадут возможность полнее раскрыться, «почувствовать» проблемы смежных дисциплин. Подобные уроки надолго остаются в памяти школьников, т. к. они, как правило, хорошо оформлены и эмоциональны. Бинарное участие учителей смежных дисциплин в организации интегрированных уроков позволяют учащимся легко включаться в новый блок информации, что снимает монотонность урока и позволяет переключать внимание, а это обеспечивает высокую активность и поддерживает интерес к учению.
Для осуществления интеграции необходимо пересмотреть календарно-тематическое планирование и составить его таким образом, чтобы учитывались Межпредметные связи в системе уроков.
Элемент календарно-тематического планирования с учётом межпредметных связей.
Раздел физики |
Основные понятия и законы физики |
Учебные дисциплины и структурные элементы знаний, при изучении которых возникают межпредметные связи. |
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. |
Давление; атмосферное давление. Закон
Паскаля. Закон Архимеда. |
Биология
Корневое давление. Работа плавательного пузыря рыб. Кровяное давление. |
Экология
Загрязнение атмосферы. Влияние погоды на самочувствие человека. |
Химия
Влияние давления на скорость и равновесие реакции. |
Астрономия
Атмосфера и атмосферное давление на других планетах. |
Тепловые явления. |
Внутренняя энергия. Температура. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость. Удельная теплота сгорания. Удельная теплота парообразования. Удельная теплота плавления. |
Защита организма от переохлаждения. Испарение влаги. Листопад. Роль кожи в теплорегуляции. |
Круговорот воды в природе. Естественные и искусственные источники загрязнения атмосферы. Парниковый эффект. Проблема озонового экрана. |
Горение предельных и непредельных углеводородов. Фракционная перегонка нефти. Тепловой эффект реакции. |
Температура на других планетах и её значение. |
Законы сохранения. |
Импульс тела. Импульс силы. Кинетическая и потенциальная энергия. Работа. Мощность. Законы сохранения импульса и энергии. |
Движение каракатицы и других головоногих моллюсков. Общая характеристика обмена веществ и энергии. Взаимосвязь пластического и энергетического обменов. Расход энергии организмом. Энергетический обмен в клетке. Фотосинтез. |
Круговорот веществ в природе. Состав и баланс газов в атмосфере и их нарушение. |
Законы сохранения и превращения энергии при химических реакциях. |
|
Основы молекулярно-кинетической теории. |
Температура. Давление. Влажность. Основное уравнение МКТ. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Изопроцессы. Газовые законы. |
Дыхание растений, животных и человека. |
Тепличный эффект. |
Количество вещества. Число Авогадро. Молярная масса. Кристаллическая решётка. |
Парниковый эффект на Венере. |
Электрический ток в различных средах. |
Сила тока. Напряжение. Сопротивление. Сверхпроводимость. Закон электролиза. |
Электрический орган некоторых видов рыб (скаты). Первая помощь при электротравме. |
|
Гидролиз сахарозы, глюкозы, крахмала. |
|
Атом и атомное ядро. |
Дефект массы. Энергия связи ядра, энергетический выход. Закон радиоактивного распада. Изотопы. Постулаты Бора. |
Радиоизотопный метод измерения интервалов времени. |
Рациональное использование природных ресурсов. Нахождение и использование новых источников энергии. Охрана окружающей среды. Захоронение радиоактивных отходов. |
Молекулы и атомы, знаки химических элементов. Периодический закон и периодическая система. Изотопы. |
Метод спектрального анализа при изучении строения небесных тел. |
|
|
|
|
|
|
|
Результативность выбранного подхода к обучению.
- Высокие результаты экзаменов по физике, биологии, экологии. Учащиеся применяют на каждом экзамене знания смежных дисциплин, раскрывая проблему в комплексе.
- Интегративный подход в обучении помогает развитию личности школьника, формирует потребность к учению и саморазвитию.
- Данный подход позволяет продиагностировать результат деятельности учителей смежных дисциплин.
- Развивает интерес к предмету, формирует целостность понимания единства «человек – природа – общество».
|