Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Межпредметные связи в обучении физике

В основе рациональной организации урока лежат требования, соблюдение которых позволяет учителю повысить коэффициент полезной деятельности учащихся, а, следовательно, и качество их подготовки. В совокупности эти требования ориентируют учителя на оптимальную структуру урока и позволяют ему упорядочить урок, повысить его эффективность. Для того, чтобы на уроке были достигнуты все поставленные цели, учитель должен заранее планировать и отбирать объём материала, подлежащего изучению, найти внутренние связи между частями этого материала.

Планируя изучение нового материала, учитывают связь данного предмета с другими. Кроме большого, чисто диагностического значения, учёт таких связей важен и в формировании мировоззрения школьников. Известно, что человек расчленил науку о природе на физику, химию, биологию, астрономию и т.д. для удобства их изучения. Учителю следует всегда исходить из того, что явления объективного мира не существуют изолированно в отдельных конкретных науках, они находятся в тесной связи, единстве с другими. Появлением этого единства являются объективные Межпредметные связи. Учёт этих связей устраняет разобщённость школьных предметов, позволяет каждому учителю поддерживать интерес к другим, не «своим» предметам. Знания учащихся становятся глубже и прочнее.

Ставя в обучении в качестве основной задачу развития личности, мы имеем в школьной системе обучения:

- многопредметность;

- плохую ориентацию в содержании смежных дисциплин;

- разобщённость учебных предметов;

- оторванность от жизни;

- отсутствие мотивации к предмету.

Дети часто не связывают воедино и разрознённые факты, которые мы им сообщаем в рамках одного предмета. Отсюда вывод – большинство наших учеников в процессе обучения не используют важнейшую интеллектуальную способность человека – способность к сравнению, анализу и классификации получаемой извне информации.

Отсюда возникают задачи:

  1. Помочь учащимся усвоить всю совокупность фактов и явлений в их развитии, овладеть общей картиной мира.
  2. Покончить с разобщённостью школьных предметов.
  3. Повысить интерес учащихся к учению и к предмету.
  4. Повысить практическую направленность обучения.

Для решения этих задач в современной школе существует Интегративный подход. Интеграция – это сближение, слияние школьных наук, не механическое соединение, а взаимопроникновение. Связующим звеном интеграции выступает целостная межпредметная ситуация. Конечной целью интеграции должно являться осуществление межпредметных связей, формирование мировоззрения учащихся, единой целостной картины мира.

Работая в среднем и старшем звене, необходимо сотрудничать с учителями смежных предметов. Темы таких уроков необходимо тщательно продумывать. Только тогда они позволят учащимся постигать многообразие и взаимосвязь явлений природы, лучше понять эти явления, а учителям дадут возможность полнее раскрыться, «почувствовать» проблемы смежных дисциплин. Подобные уроки надолго остаются в памяти школьников, т. к. они, как правило, хорошо оформлены и эмоциональны. Бинарное участие учителей смежных дисциплин в организации интегрированных уроков позволяют учащимся легко включаться в новый блок информации, что снимает монотонность урока и позволяет переключать внимание, а это обеспечивает высокую активность и поддерживает интерес к учению.

Для осуществления интеграции необходимо пересмотреть календарно-тематическое планирование и составить его таким образом, чтобы учитывались Межпредметные связи в системе уроков.

     Элемент календарно-тематического планирования с учётом межпредметных связей.

Раздел физики

Основные понятия и законы физики

Учебные дисциплины и структурные элементы знаний, при изучении которых возникают межпредметные связи.

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.

Давление; атмосферное давление. Закон

Паскаля. Закон Архимеда.

Биология

Корневое давление. Работа плавательного пузыря рыб. Кровяное давление.

Экология

Загрязнение атмосферы. Влияние погоды на самочувствие человека.

Химия

Влияние давления на скорость и равновесие реакции.

Астрономия

Атмосфера и атмосферное давление на других планетах.

Тепловые явления.

Внутренняя энергия. Температура. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость. Удельная теплота сгорания. Удельная теплота парообразования. Удельная теплота плавления.

Защита организма от переохлаждения. Испарение влаги. Листопад. Роль кожи в теплорегуляции.

Круговорот воды в природе. Естественные и искусственные источники загрязнения атмосферы. Парниковый эффект. Проблема озонового экрана.

Горение предельных и непредельных углеводородов. Фракционная перегонка нефти. Тепловой эффект реакции.

Температура на других планетах и её значение.

Законы сохранения.

Импульс тела. Импульс силы. Кинетическая и потенциальная энергия. Работа. Мощность. Законы сохранения импульса и энергии.

Движение каракатицы и других головоногих моллюсков. Общая характеристика обмена веществ и энергии. Взаимосвязь пластического и энергетического обменов. Расход энергии организмом. Энергетический обмен в клетке. Фотосинтез.

Круговорот веществ в природе. Состав и баланс газов в атмосфере и их нарушение.

Законы сохранения и превращения энергии при химических реакциях.

 

Основы молекулярно-кинетической теории.

Температура. Давление. Влажность. Основное уравнение МКТ. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Изопроцессы. Газовые законы.

Дыхание растений, животных и человека.

Тепличный эффект.

Количество вещества. Число Авогадро. Молярная масса. Кристаллическая решётка.

Парниковый эффект на Венере.

Электрический ток в различных средах.

Сила тока. Напряжение. Сопротивление. Сверхпроводимость. Закон электролиза.

Электрический орган некоторых видов рыб (скаты). Первая помощь при электротравме.

 

Гидролиз сахарозы, глюкозы, крахмала.

 

Атом и атомное ядро.

Дефект массы. Энергия связи ядра, энергетический выход. Закон радиоактивного распада. Изотопы. Постулаты Бора.

Радиоизотопный метод измерения интервалов времени.

Рациональное использование природных ресурсов. Нахождение и использование новых источников энергии. Охрана окружающей среды. Захоронение радиоактивных отходов.

Молекулы и атомы, знаки химических элементов. Периодический закон и периодическая система. Изотопы.

Метод спектрального анализа при изучении строения небесных тел.

             

                 Результативность выбранного подхода к обучению.

  1. Высокие результаты экзаменов по физике, биологии, экологии. Учащиеся применяют на каждом экзамене знания смежных дисциплин, раскрывая проблему в комплексе.
  2. Интегративный подход в обучении помогает развитию личности школьника, формирует потребность к учению и саморазвитию.
  3. Данный подход позволяет продиагностировать результат деятельности учителей смежных дисциплин.
  4. Развивает интерес к предмету, формирует целостность понимания единства «человек – природа – общество».
Категория: Мои статьи | Добавил: люда (22.08.2009)
Просмотров: 6481 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.9/9 |
Всего комментариев: 1
1 Наталья  
0
пасибо за материал, хочу использовать его в работе

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [10]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 269
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz