Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Дифференцированный подход к обучению физике
"Дифференциация процесса обучения физике как средство развития творческой активности учащихся". 
 
 
В современных условиях объем знаний в любой области науки настолько быстро меняется, что не может служить долговременным критерием образованности  в данной области. Если до недавнего времени основным показателем результативности обучения в средней школе считалось усвоение учащимися определенной суммы знаний, то сейчас особое значение приобретает уровень развитости ученика, его умения учиться самостоятельно. Потому при обучении основам наук актуальной становится задача – развитие творческой активности школьников, формирование у них умения самостоятельно приобретать и применять знания. Решение этой проблемы находит свое выражение, главным образом, в совершенствовании методов обучения и развитии форм организации учебной деятельности.

За весь период работы в школе мною апробированы многие современные технологии (индивидуализации обучения, дифференциации обучения, интенсификации и активизации деятельности учащихся), но в совершенстве я овладела технологией разноуровнего обучения. Для начала я изучила опыт работы в области дифференцированного обучения Гузика Н. П., Грот Р. И., соответствующую этому вопросу литературу авторов Г. К. Селевко, И. М. Осмоловской, О. Б, Лошновой. Затем сформулировала для себя тему «Дифференциация процесса обучения физике», над которой работаю в течение ряда лет.

Главная цель моей работы – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его творческих способностей, склонностей, интересов. Для достижения этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:

1.      Организовать весь процесс обучения физике таким образом, чтобы учитывались индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы и т.д.).

2.      На каждом этапе урока предоставлять ученику возможность самоопределения в изучении материала.                                                    

3.      Разработку каждого урока проводить в соответствии с учебными возможностями ученика, в предоставлении ему права самостоятельно ориентироваться в многообразии учебного материала, в способах учебной работы и выборе для себя посильного уровня учения.

Решаю поставленные задачи поэтапно:

I.                   Подготовительный этап. Он включает в себя выявление уровня возможности учащихся для изучения данного раздела, то есть проведение диагностики. Диагностика содержит инструмент функций для проверки базисного характера:

 А) теоретические вопросы (явления, законы, физические величины,               формулы и т.д.);

Б)     задачи, для решения которых необходим алгоритм;

В)     задачи, требующие применения и решения в более сложной ситуации.

В современных условиях обучения существует много тестовых заданий тренировочного и проверочного характера. Я составляю комбинированные тесты (понимание темы и простейшие умения и навыки; перенос знаний и умений на более высокий уровень). После проведения такой диагностики становится ясным уровень подготовленности класса к изучению нового материала.

Далее приступаю к самой дифференциации процесса обучения, не забывая о том, что дифференцируется все – цели, содержание, формы и методы, проведение итоговой работы.

II.                Дифференциация целей. Дифференциация целей осуществляется в зависимости от полученных результатов диагностики.         

Для учащихся с низким уровнем учебных возможностей – формирование коррекции мотивационных установок на учебную деятельность, развитие навыков умственного труда, произвольного внимания и восприятия, создание условий, позволяющих усвоить базовые знания.

Для среднего уровня – развитие познавательных процессов в соответствии с возрастной нормой, в соответствии с программой и создание условий для перехода на более высокий уровень.

Для высокого уровня – интеллектуальное развитие личности, самостоятельности и нестандартности мышления, формирование потребности в самостоятельной познавательной деятельности.

III.             Дифференциация содержания материала. Здесь необходимо       проведение корректировки содержания в соответствии с поставленными целями и результатом диагностики.  Дифференцируется информационный, практический и творческий циклы раздела.

Удобным для меня является трансформирование содержания учебного материала в план-сетку. Это позволяет учащимся наглядно видеть, что должен выполнить за урок, неделю, месяц и т.д. по данной теме «средний», «сильный» и «слабый» ученик. Вместе с тем, в плане приводятся задания, которые учащийся должен выполнять на репродуктивном, алгоритмическом и частично-поисковом уровне. Такой подход позволяет любому ученику самому выбрать, попробовать, справиться, то есть дает возможность самоопределиться. Таким образом, осуществляется внутренняя дифференциация – учащийся осознанно берется делать то, что он в силах выполнить на данном этапе обучения.

IV.            Дифференциация методов обучения. В зависимости от уровня учебных возможностей и характера познавательной деятельности применяю репродуктивный (НУУВ), продуктивный (проблемная ситуация, частично-поисковое исследование – СиВУУВ).

V.               Дифференциация форм обучения. На различных этапах урока для учащихся с высоким уровнем учебных возможностей более подходящей формой является индивидуальная, парная работа; для учащихся со СУВ и НУВ – групповая, фронтальная, парная формы работы.

VI.            Подбор и составление дидактического материала. Практические, исследовательские задания составляют с разной степенью сложности. Ученику дается право выбора не только заданий по интересам, но и заданий, соответствующих его уровню. Как показывает опыт, такая работа, особенно в старших классах, дает положительный результат – учитывается не только уровень подготовленности к выполнению, но и интерес учащегося; создается мотив к действию; деятельность становится осознанной и планомерной.

VII.         Завершающим этапом является проверка основных знаний, умений и навыков, оценка результативности обучения.

Любой урок эффективен только тогда, когда достигнуты дидактические цели. Поэтому, в проведении итоговых работ (зачетов, семинаров, контрольных работ) стержневым моментом должна быть цель, причем цель, поставленная для каждого ученика первоначально.

Достигнута ли цель, готов ли ученик к переходу на более высокий уровень, насколько прочно овладел ученик занятием? Ответ на этот вопрос дает дифференцированный зачет или дифференцированная контрольная работа. Анализ результатов провожу в следующей последовательности:

1.     Рассчитываю, какая часть учащихся в классе выполняет только базовый уровень, какая – на уровне алгоритма, а какая– на уровне интерпретаций. Для удобства составляю диаграмму, на которой отражаю полученные результаты.

2.     Сравниваю полученные результаты с результатами предварительного исследования (диагностики учебных возможностей) и делаю вывод о достижении уровня обученности и необходимости дорабатывать.

3.     Считаю необходимым оценить эмоциональное состояние учащихся в целом при изучении темы, что является немаловажным фактором психологического состояния ребенка. Составляю и провожу анкету, в которую включены вопросы, связанные с трудностями, с алгоритмом и т.д.

4.     На основании п. 1 – 3 делаю вывод о достижении целей образования, воспитания и развития на данном этапе обучения.

 

Заключение:

Работа с применением дифференцированной технологии позволяет в полной мере успешно и осознанно овладеть знаниями, дает возможность личности развиваться.

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: люда (22.08.2009)
Просмотров: 4388 | Рейтинг: 5.0/9 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [10]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 269
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz