Интегративный подход к обучению физике.
Известно, что человек расчленил науку о природе на физику, химию, биологию, астрономию для удобства их изучения. Учителю следует всегда исходить из того, что явления объективного мира не существуют изолированно в отдельных конкретных науках, они находятся в тесной связи, единстве с другими. Проявлением этого единства являются объективные межпредметные связи. Учёт этих связей устраняет разобщённость школьных предметов, позволяет каждому учителю поддерживать интерес к другим, не «своим» предметам. Знания учащихся становятся глубже и прочнее. Ставя в обучении в качестве основной задачу развития личности, мы имеем в школьной системе обучения: многопредметность;
плохую ориентацию в содержании смежных дисциплин; разобщенность учебных предметов;
оторванность от жизни; отсутствие мотивации к предмету.
Дети часто не связывают воедино и разрознённые факты, которые мы им сообщаем в рамках одного предмета. Значит, большинство наших учеников в процессе обучения не используют важнейшую интеллектуальную способность человека – способность к сравнению, анализу и классификации получаемой извне информации.
Отсюда возникают задачи:
1. Помочь учащимся усвоить всю совокупность фактов и явлений в их развитии, овладеть общей картиной мира.
2. Покончить с разобщённостью школьных предметов.
3. Повысить интерес учащихся к учению и к предмету.
4. Повысить практическую направленность обучения.
Для решения этих задач в современной школе существует интегративный подход. Интеграция – это сближение, слияние школьных наук, не механическое соединение, а взаимопроникновение. Связующим звеном интеграции выступает целостная межпредметная ситуация. Конечной целью интеграции является осуществление межпредметных связей, формирование мировоззрения учащихся и единой целостной картины мира. Работая в среднем и старшем звене, учителю необходимо сотрудничать с учителями смежных предметов. Темы таких уроков нужно тщательно продумывать. Только тогда уроки позволят учащимся постигать многообразие и взаимосвязь явлений природы, лучше понять эти явления, а учителям дадут возможность полнее раскрыться, «почувствовать» проблемы смежных дисциплин. Подобные уроки надолго остаются в памяти школьников, т. к. они, как правило, хорошо оформлены и эмоциональны. Бинарное участие учителей смежных дисциплин в организации интегрированных уроков позволяют учащимся легко включаться в новый блок информации, что снимает монотонность урока и позволяет переключать внимание, а это обеспечивает высокую активность и поддерживает интерес к учению.
Для осуществления интеграции необходимо пересмотреть календарно-тематическое планирование и составить его таким образом, чтобы учитывались межпредметные связи в системе уроков. На начальном этапе помимо основных структурных элементов тематического планирования, я включаю элемент с учетом межпредметных связей.
Элемент календарно-тематического планирования с учётом межпредметных связей:
I Раздел физики.
IIОсновные понятия и законы физики.
III.Учебные дисциплины и структурные элементы знаний, при изучении которых возникают межпредметные связи Давление твердых тел, жидкостей и газов (I).
Давление; атмосферное давление; закон Паскаля; закон Архимеда(II).
Биология: Корневое давление; работа плавательного пузыря рыб; кровяное давление. Экология: Загрязнение атмосферы; влияние погоды на самочувствие человека. Химия: Влияние давления на скорость и равновесие в реакциях. Астрономия: Атмосфера и атмосферное давление на других планетах(III). Эффективность выбранного подхода к обучению:
1. Применение данного подхода дает высокие результаты экзаменов по физике, биологии, экологии. Учащиеся применяют на каждом экзамене знания смежных дисциплин, раскрывая проблему в комплексе.
2. Интегративный подход в обучении помогает развитию личности школьника, формирует потребность к учению и саморазвитию.
3. Данный подход позволяет продиагностировать результат деятельности учителей смежных дисциплин.
4. Интегративный подход развивает интерес к предмету, формирует целостность понимания единства «человек – природа – общество».
|