Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование навыков познавательной деятельности как средство достижения метапредметных результатов при переходе на ФГОС

…Метапредметные результаты должны отражать владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности; умение использовать средства ИКТ [4,с.12-15] Смысл вышесказанного вполне понятен. Современная школа должна научить ребят изобретать, понимать и осваивать новое, быть способными выражать свои собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Концепция модернизации образования предполагает, что смена качества образования осуществится путем перехода на компетентностный подход в обучении. Этот подход акцентирует внимание на результатах образования. Причем, под результатами образования понимается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. В международном исследовании образовательных достижений учащихся PIZA, которое с 2000 по 2006 год трижды проходило примерно в 30 странах мира, российские школьники ни разу не поднялись выше 27 места. Данный факт свидетельствует об очень низком уровне их компетентности. Но это не значит, что они мало знают или их плохо учат. Знаний у них достаточно, и учат их по-прежнему в большинстве случаев хорошо, но учат совсем не тому, что необходимо современному человеку. А ему необходимо уметь самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на новое, применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности. В этой связи вполне понятен интерес педагогов к деятельностным технологиям обучения. «Деятельность - целенаправленная активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существование и развитие» (Л.С Выготский, П.Я Гальперин) [3,с.75] . Здесь целью обучения является не только вооружение учащегося знаниями, но и формирование у него умений действовать со знанием дела, т.е. компетентно. Знания должны быть средством обучения действиям. Основой в новой педагогической практике, ориентированной на достижение результатов, становятся метод проектов и исследовательская деятельность обучающихся. Ключевым моментом в проектном обучении являются собственные цели детей, а принципом конструирования учебного процесса – собственная активность обучающихся. В основу метода проектов положена идея о направленности на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Используя метод проектов, необходимо прогнозировать будущие познавательные результаты, включающие в себя ряд ключевых компетенций: способность работать самостоятельно, проявлять инициативу; готовность видеть проблему и к поиску путей ее решения; умение осваивать новые знания и применять их в новых ситуациях. Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением творческой задачи с ранее неизвестным решением. «Исследовательская деятельность – это образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование» [2, с.15]. Любое исследование содержит постановку проблемы, целей и задач исследования, изучение теории по данной проблеме, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, анализ, собственные выводы. Исследовательская деятельность формирует мыслительные, презентационные, коммуникативные, информационные компетенции. Естественно, проведение проектной и исследовательской деятельности требует значительных затрат, поэтому целесообразно формировать специфические навыки не только в процессе исследования, но и в рамках традиционных занятий, например, при решении задач. В качестве начальной подготовки к обучению с элементами исследовательской деятельности при решении задач необходимо познакомить учащихся с алгоритмом исследования, который включает в себя следующее: • формулировка проблемы, обозначение объекта исследования; • предварительная формулировка цели, гипотезы задачи, предмета исследования; • примерное составление плана поисковой деятельности (задачи, методы); • поиск теоретической информации и составление формы возможного решения (эксперимента); • уточнение цели, задач, схемы эксперимента, формулировка гипотезы; • проведение эксперимента (решения задачи), обработка; • вычленение важных результатов, их соотношение с другими результатами; • перспектива дальнейших исследований [1 , с.42] Следующим этапом является выделение элементов исследования в задаче. Учителю необходимо научить учащихся выделять элементы исследовательского подхода к решению в структуре решения любой задачи, используя при этом метод эвристических вопросов, сравнений, наблюдений, версий и выводов; научить учащихся проводить аналогию между элементами решения задачи и элементами исследовательской деятельности. Важно научить обучающихся сопоставлять традиционную структуру решения задачи со структурой, содержащей элементы исследовательской деятельности: анализ условия - определение проблемы, выявление объекта исследования; поиск решения – формулировка целей, гипотезы, задач, подбор методов решения, поиск дополнительных теоретических знаний; решение – оформление умозаключений, преобразование формул, получение результата; проверка результата – соотношение гипотезы и цели с полученным результатом; исследование решения – анализ полученных результатов, значение и место данной задачи. Как сказал А. Дистервег, «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью».

Список литературы

1. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика -М:Ж «Исследовательская работа школьников», 2007 г.,-56с. 2. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся/Под. ред. А.С. Обухова. М.:Ж «Исследователькая работа школьников», 2006.-114с. 3. Подольский А.И. Психологическая система П.Я. Гальперина//Вопросы психологии.-2002. №5. –с.70-82 4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/сост. Е.С. Савинов. –М.: Просвещение, 2011. -342с.

Категория: Мои статьи | Добавил: люда (20.07.2014)
Просмотров: 409 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [10]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 266
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz