Разработка открытого урока по физике «Волновые свойства света» 11 кл.
Выполнила: учитель физики МОУ «Средняя общеобразовательная школа №135» г. Омска Новикова Людмила Васильевна
Тема урока: «Волновые свойства света»
Тип урока: урок обобщения и систематизации.
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по интерференции и дифракции; развивать логическое мышление, навыки
самостоятельной работы, культуру устной и письменной речи; воспитывать культуру общения, организованность.
Методы: словесные, наглядные, практические; репродуктивные и продуктивные.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Вид систематизации: классификация.
План урока
1.Организационный момент.
2.Выполнение групповых заданий.
3.Отчет о проделанной работе (заполнение таблицы).
4.Итог урока.
Ход урока.
I. На предыдущих уроках мы с вами подробно изучили два физических явления, характеризующие свойства света – интерференцию и дифракцию. Сегодня мы приведем в систему полученные знания. Для этого нам понадобится умение анализировать, обобщать, работать с дополнительными источниками.
II. Чтобы нагляднее представить общие и отличительные особенности этих явлений мы должны составить схему и заполнить в ней пустые клетки.
Схема. Интерференция и дифракция.
III. Что общего между этими явлениями?.
С этой целью вы выполняете задания в группах.
Группы: теоретики (отвечают на вопрос ЧТО?);
наблюдатели (отвечают на вопрос КОГДА?);
практики (отвечают на вопрос ГДЕ?);
математики (отвечают на вопрос КАК?).
В каждой группе имеются эксперты – консультанты. К ним можно обратиться за помощью, и они оценивают работу каждого в группе. По окончании работы представители от каждой группы итог представляют на доске, заполняя пустые клетки в схеме. Отчет о работе выполняется вами на листках, которые вы в конце урока сдадите учителю на проверку.
Примерные задания:1) для теоретиков – ЧТО представляет собой интерференция? Дифракция? Характерные особенности этих явлений: общие и отличительные.
2) Для практиков – ГДЕ применяются интерференция и дифракция?
3) Для наблюдателей – КОГДА, при каком условии наблюдаются эти явления? Пронаблюдайте их на предложенном вам оборудовании.
4) Для математиков – КАК учитываются условия при решении задач? Решить задачи на интерференцию и дифракцию.
III. А теперь представители каждой группы итог работы группы представят на доске, заполнив пустые клетки схемы под соответствующим вопросом. Схема завершена.
Усиление (максимум), ослабление (минимум). |
Огибание светом препятствий, искривление волн поверхностей, перераспределение энергии, нет переноса вещества |
в спектр аппар. (дифррешетка, измерение длин волн), при изучении кристаллов, излучении. |
Размеры препятствий меньше длины волны. |
Дифр. максимум и минимум. |
волны должны быть когерентными |
Рад. Окр. Мыл. пуз., кольца Н., в интерф., в просветл., для расчета длины волны |
1. сложение волн в пр-ве, усил. И ослабл. А рез, хар-т волновой пр-с, нет переноса в-ва, есть перераспр-е энергии |
1. Хаар-т волн.прир.
2. Позв. Опр. Длины волн видимого спектра |
IV.Что общего между этими явлениями?
- Характеризуют волновую природу света, так как есть при распределении энергии в пространстве без переноса вещества.
- С помощью них можно определить длины волн всех цветов видимого спектра.
Отсюда вывод: свет – это волны, имеющие малую длину (от 400 до 800 нм).
Урок закончить словами французского писателя Жака Вьено: «Свет способен на все: он может родить успокоение или возбуждение. Он может создать гармонию или потрясение. От него можно ждать чудес!».